«Дорогой жизни» называли транспортное сообщение Ленинграда с советским берегом Ладоги.
В сезон — по воде, зимой — по льду. Сообщение держали с осени 1941-го до весны 1943 года. Доставили 1.5 млн. т грузов и вывезли 1.4 млн. человек.
Перевозки по льду озера
20.11.41 г. на ледяную трассу отправили конные сани. Затем — «полуторки» и трактора. Сообщение назвали «Военно-автомобильной дорогой — 101». 29 км пролегли от с. Кобона к Осиновецкому мысу.
Полоса движения шириной 10 м. Вдоль трассы — телефонная связь и регулировщики.
Через 5–7 км — пункты обогрева. На случай прорыва немцев, в 10 км от берега — два ряда обороны. В сутки город получал 2.4 тыс. тонн груза, из них 70% — продуктов.
Дорога жизни в наше время
От Ладоги до Санкт-Петербурга протяжённость дороги равна 46 км. В настоящее время — в составе трассы под обозначением А12, СПб — Морье. Километровые вехи, как памятные знаки, тянутся от озера Ладога до ж/д ст. Ржевка.
СПб включает в границы семикилометровый Ржевский коридор — первую землю после льда озера.
Он отмечен мемориальными стелами. Семь памятных объектов встречаются вдоль коридора, оканчивающегося Осиновецким маяком. Сюда, на мыс Осиновец приходит маршрутное такси из СПб.